Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях человеческому капиталу отводится значе-ние одного из важнейших факторов социально-экономического развития, в связи с чем существует необходимость изучения его состояния, динамики.
Одним из таких факторов является тип поселения, обладающий спе-цификой социально-экономических, производственных, культурных и иных условий, в которых происходит воспроизводство и развитие челове-ческого капитала. В результате характеристики данных процессов и их ре-зультаты также имеют свои особенности.
Существует множество типов поселений, вся совокупность которых делится на две большие группы - сельские и городские, в которых особен-ности сложившейся социальной инфраструктуры, образа и уровня жизни и других факторов влияют на характеристики человеческого капитала, про-живающего в них населения, а также процессы его формирования, разви-тия и использования. Так как одним из свойств человеческого капитала яв-ляется неотделимость от своего носителя, соответственно его воспроизвод-ство включает в себя не только возобновление определенного объема зна-ний и приобретение навыков каждым поколением, но и физическое вос-производство, принимающего вид социально-демографического, нераз-рывно связанного, в свою очередь, с территориальными средой и общно-стью [2, с-386-387], в непосредственных условиях которых оно протекает. Кроме того, в силу своей непрерывности, воспроизводство человеческого капитала продолжается и на этапе его использования, в процессе трудовой деятельности [3], характеристики которой также формируют специфику этого процесса. Таким образом, исследование особенностей формирования и развития человеческого капитала в зависимости от типа поселения пред-полагает их рассмотрение на основе анализа демографического и образо-вательного потенциалов, а также показателей сферы труда.
Вышеизложенное обусловило актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является изучение политики стимулирова-ния занятости капитала в регионе на основе зарубежного опыта.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть человеческий капитал и эффективность занятости;
раскрыть особенности развития человеческого капитала и транс-формации форм занятости на базе зарубежного опыта (Узбекистан);
проанализировать тренды занятости человеческого капитала в ре-гионе.
Объектом исследования является человеческий капитал, предметом – особенности стимулирования занятости человеческого капитала в услови-ях региона.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка ис-пользованных источников.
1 Теоретические вопросы политики стимулирования занятости че-ловеческого капитала
1.1 Человеческий капитал и эффективность занятости
Одной из базовых категорий современных представлений о прогрес-се и его факторах является понятие человеческого капитала. Именно с дан-ным ресурсом связываются возможности не только дальнейшего совер-шенствования производственных процессов и отношений, но и в целом со-циального развития. Кроме того, современный уровень техники и техно-логий, скорость возникновения и внедрения инноваций в различных сфе-рах жизнедеятельности не только являются достижением человеческой мысли, но и сами предъявляют требования к умениям и знаниям тех, кто выступает пользователем результатами прогресса. Значимость человече-ского капитала, таким образом, делает перманентно актуальным изучение его качественных и количественных параметров. Важной эта задача явля-ется и с точки зрения управления процессами функционирования челове-ческого капитала, выявления и устранения противоречий в его формиро-вании и использовании.
В качестве основных компонентов человеческого капитала выступа-ют знания, умения и навыки, используемые в процессе трудовой деятель-ности. Исследователи, характеризуя данную компоненту, традиционно от-мечают ее высокий уровень, связанный с ростом численности населения, имеющего высшее образование. Так, например, в структуре занятых в возрасте 15-72 лет, доля работников, имеющих высшее образование, в пе-риод 2006-2017 гг. выросла с 25,1% до 34,2% [1, с. 33]. По данным пере-писей населения 2002 г. и 2010 г. численность населения, имеющего выс-шее образование, составила 162 и 234 человека соответственно (в расчете на 1000 человек населения соответствующей возрастной группы, указав-ших уровень образования) [2, с. 10], в 2015 г. - 258 чел. соответственно [3, с. 20]. Рост показывают и другие показатели, характеризующие включен-ность населения в процесс получения образования, что позволяет сделать вывод как о динамике качества человеческого капитала как такового, так и о существовании объективной потребности в улучшения его характери-стик.
Увеличение объемов и улучшение качества накопленного капитала исследователи связывают с положительными эффектами как для экономи-ческой системы, так и для самих обладателей капитала в виде повышения конкурентоспособности на рынке труда, устойчивости занятости, роста доходов и карьерных перспектив - всего того, что входит в понимание эф-фективной занятости. Таким образом, определение качества человеческого капитала должно включать и аспект его использования, так как анализ только накопленного потенциала, безотносительно его реализации, дает не полную его характеристику. Именно в процессе трудовой деятельности выявляются проблемы, заложенные на этапе его формирования. Соответ-ственно качественные и количественные характеристики человеческого ка-питала оказывают непосредственное влияние на его использование, крите-рием успешности которого выступает эффективность занятости.
Одним из базовых признаков эффективности занятости является со-ответствие между спросом и предложением на рынке труда по профессио-нально-квалификационному признаку [4]. Состояние данного соотношения позволяет определить степень востребованности имеющегося у работника потенциала, насколько полученное образование соответствует текущим потребностям экономики. Исследования по данной тематике фиксируют наличие ряда проблем, существующих во взаимодействии между системой образования, рынком труда и населением, в число которых входит про-фессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда [5]. Одним из наиболее существенных его проявлений являет-ся отсутствие связи между полученным образованием и выполняемой ра-ботой. Различные источники называют разную величину данной рассогла-сованности. В частности, по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения 2018 г., проведенного Росстатом, из численности занятых лиц в возрасте 15 лет и более и имеющих профессию (специальность), под-твержденную дипломом, 35,5% имели основную работу, не соответствую-щую полученной специальности [6]. В 2011 г. доля работников в возрасте 15-65 лет и находившихся в аналогичной ситуации составляла 39,6% (по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения 2011 г.) [7]. На величину данного показателя оказывают влияние различные факторы, в числе которых тип населенного пункта, социально-демографические признаки, уровень полученного образования и т.д. При этом если от типа населенного пункта зависит разнообразие вакансий на местном рынке тру-да - в городе возможности трудоустроиться на работу с подходящими условиями гораздо выше, то уровень образования определяет конкуренто-способность самого обладателя человеческого капитала. Соответственно, чем выше образование, тем больше вероятность устроиться по специаль-ности, что и подтверждают статистические данные о трудоустройстве вы-пускников. Так, по данным выборочного обследования рабочей силы, связь основной работы в 2018 г. с полученной профессией наблюдалась у 71% выпускников учебных заведений 20152017 гг. с высшим образовани-ем [8]. Среди обладателей среднего профессионального образования (спе-циалисты среднего звена) этот процент ниже - 60%, также, как и среди тех, кто получил среднее профессиональное образование по программе подго-товки квалифицированных рабочих (служащих) - 55%.
Другим проявлением профессионально квалификационного дисба-ланса на рынке труда является избыточность или недостаток полученного образования для выполняемой работы. Согласно данным Комплексного наблюдения условий жизни населения 2018 г., немногим более половины из занятых в экономике лиц в возрасте от 15 лет и старше (53,2%) имели навыки или квалификацию для выполнения более сложной работы, чем та, которую они имели на момент проведения наблюдения [6]. То есть полу-ченное образование избыточно по отношению к выполняемой работе и со-ответственно не используется в полной мере, и не способствует прираще-нию доходов индивида. Таким образом, в данном случае помимо того, что неиспользуемые знания и навыки теряют свое значение в структуре чело-веческого капитала, инвестиции
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Abdurakhmanov K., 2020. Labour Economics. Theory and practice: textbook: Scientific publishing House IVG. London, United Kingdom., 2020. P. 221.
2. Abdurakhmanov K.Kh., Kudbiev Sh.D., Magroupov A.Yul., 2020. «Human capital basis of development of innovative economy». International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol. 24. Issue 04, 2020. ISSN: p. 1475-7192.
3. Abdurakhmanov K.Kh., et al., 2019. Higher education as a signifi-cant factor of Uzbekistan`s sustainable. «ESPACIOS» ISSN07981015 Венесу-эла.
4. Abdurakhmanov K.Kh., Zokirova N.K., 2019. New challenges and priorities of the labor market development in Uzbekistan. Journal Revis-taEspacios. Vol. 40 (Number 10). Page 14. «ESPACIOS» № 10/ Caracas, Venezuela. ISSN: 0798 1015/ Number 10, 2019.
5. Abdurakhmanov K.Kh. et al., 2019. Directions of innovative devel-opment of Uzbekistan. Scientific journal “National academy of managerial staff of culture and arts herald” УкраинаКиевISSN: 2409-0506, 2226-3209.
6. Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов американской школы // THESIS, 1994. № 5. С. 227.
7. Analysis of human capital in the region as a source of import substi-tution process / N.A. Azarova, A.Yu. Nebesnaya, A.S. Sviridov, L.E. Glag-oleva // Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2018. Vol. 80, No. 3 (77). Pp. 451-457.
8. Asaliev A.M. Human capital in the context of socio-economic devel-opment strategy // Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2017. No. 6 (96). Pp. 96-105.
9. Becker G.S. Human Capital: a Theoretical and Empirical Analysis. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1964.
10. Tretyakova L.A., Brazhnikova N.B. Human capital of high-tech in-dustrial enterprises: theory of formation, practice of use, development strategy: monograph. Belgorod: Epicenter, 2017. 200 pp.
11. Yakovleva E.A., Azarova N.A. Nebesnaya A.Yu. New quality of human capital as main resource of sustainable development of regional econo-my // Strategic priorities of ensuring quality of life in the context of sustainable socio-economic development of the region: materials I International scientific and practical conference: collection of conference proceedings. Tambov, 2018. Pp. 361-365.
12. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, 2020.
13. Долан Э., Линдсей Дж. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. 477 с.
14. Denison E. Trends in American Economic Growth, 1929-1982. Wash.: The Brooking Instituition, 1985.
15. Mahbub ul Haq, Khadija Haq. Human Development in South Asia 2002: Agriculture and Rural Development. Globalisation and human develop-ment. Karachi: Oxford University Press, 2002. - 180 p.
16. Мирзиёев Ш.М., 2018. «Послание Президента Республики Узбе-кистан Олий Мажлису» 28.12.2018 г. [Электронный ресурс]. Режим досту-па: https://president.uz/ru/lists/view/2228/ (дата обращения: 21.07.2020).
17. Мирзиёев Ш.М., 2020. «Праздничное поздравление молодежи Узбекистана». 29.06.2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://president.uz/ru/lists/view/3683/ (дата обращения: 21.07.2020).
18. Мирзиёев Ш.М. Единственный путь выйти из пандемии сильными – создание благоприятной среды для малого бизнеса и предприниматель-ства 08.07.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://president.uz/ru/lists/view/3697/ (дата обращения: 21.07.2020).
19. Облаухова М.В., Казначеева Н.Л. Об эффективности использова-ния трудовых ресурсов в современной российской экономике // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2016. – №1 (33). – С. 54-66.
20. Развитие и регулирование рынков образовательных услуг и тру-да на основе агенториентированного подхода: Монография / Д.А. Гайна-нов, Л.И. Мигранова, Л.Д. Сайфуллина; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Д.А. Гайнанова – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2015. – 132 с.
21. Mincer J. "Human Capital Responses to Technological Change in the Labor Market," NBER Working Papers 3207, National Bureau of Economic Research, Inc.
22. OECD (2016). Education at a Glance 2016: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.187/eag-2016-en/ (дата обращения: 18.11.2016).
23. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. Гума-нитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий, 2006 – 2016 (последняя редакция: 30.10.2016). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-oneducation/info/ (дата обращения: 11.11.2016).
24. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или История буду-щего / Т. Сакайя // Новая индустриальная волна на Западе: Антология /под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 337-371.
25. Sen A. Developmentas Capability Expansion / A. Sen // Griffin, Keithand Knight, Jonh (eds). Human Development and the International De-velopment Strategy for the 1990 s. London. Macmillan, 1990. P. 41-58.
26. Sen A. Idea of Justice.Cambridge. MA: Harvard University Press., 2009.
27. Schultz T.W. Investing in People: The Economics of Population Quality. Berkeley, Calif.: University of California Press, 1981. Р. 149-166.